Психологи о переносках
Выдержки из статьи: "Обсуждаем переноски для младенцев"
Автор: Анна Князева
Изобилие средств переноски детей в современном обществе ставят перед многими родителями серьезную проблему выбора безопасного и комфортного средства для себя и малыша. Разноплановые модели рюкзаков-кенгуру, слингов, слимов и люлек (которые можно носить на себе) и противоречивая информация об их преимуществах и недостатках ставят нередко в тупик даже опытных в деле ношения детей родителей.
Взяв за основу тезис о том, что наверняка каждое средство имеет свои плюсы и минусы, мы составили список наиболее часто встречающихся вопросов среди начинающих родителей, а в наших ответах учли мнения специалистов (педиатров, ортопедов, детских массажистов, психологов) и опытных родителей.
Есть две точки зрения на вопрос о том, носить ли детей на руках (и в средствах, облегчающих родителям этот процесс) или не носить. Одни считают, что ребенок становится личностью только тогда, когда приучается к самостоятельности - а значит, нужно поменьше «приучать его к рукам». Другие считают, что ребенок развивается как личность, только «насыщаясь» общением с матерью, поэтому стремятся носить малыша «на себе» максимально долго, иногда до 4-летнего возраста. Где истина и что на эту тему говорит современная наука?
Психологическая периодизация детского развития, выдвинутая метрами отечественной психологии Л. С. Выготским и Д. Б. Элькониным, позволяет системно подойти к ответу на этот вопрос.
Закономерно, что в период от 0 до 1г., когда основной деятельностью, ведущей за собой все развитие ребенка, является эмоционально-непосредственное общение со значимыми взрослыми, ограничение контактов ребенка с этими взрослыми приведет только к обеднению развивающей среды. Поэтому в этот период руки любящих людей не только не испортят характер малыша, но наоборот помогут сформировать у него то самое базовое доверие к миру, которое впоследствии становится важным залогом развития способности любить.
В период от 1г. до 3-х лет ведущей развивающей ребенка деятельностью становится предметно-орудийная деятельность. Т.е. основной задачей, развивающей ребенка, становится задача освоения мира вещей, природных явлений, людей, их значений и способов взаимодействия с ними. Если мама имеет склонность чрезмерно ограничивать контакты ребенка с внешним миром, это может стать причиной задержек его физического и психического развития. Поэтому количество телесных контактов с ребенком в этот период, в норме, уменьшается в сравнении с первым годом жизни. Ребенок и сам часто недоволен тем, что его «тискают» вместо того, чтобы с ним поиграть. С другой стороны, слишком самостоятельные действия ребенка пугают порой его самого, поэтому спасительное возвращение к знакомому источнику тепла и энергии в виде родительских рук ему в этом возрасте тоже необходимы. Так что отношения со своим малышом лучше всегда выстраивать, ориентируясь на его возраст, текущую ситуацию в семье, индивидуальные особенности развития ребенка и свое собственное самочувствие.
Что психологи говорят об организации пространства вокруг крохи: новорожденного малыша лучше пеленать и создавать ему закрытое, ограниченное пространство, или лучше предоставлять ему свободу движения и не стремиться ограничивать обзор?
Тоже по ситуации. Чаще всего, новорожденные дети лучше себя чувствуют в ограниченных пространствах, напоминающих им безопасное и уютное лоно матери. Они, в большинстве своем, лучше спят в пеленках, мешках, небольших люльках, колясках, слингах и кенгуру, на руках у родителей, чем в собственной кроватке в состоянии «свободного полета». Тугое пеленание малыша не соответствует современным требованиям к развитию ребенка. Оно не позволяет малышу своевременно развивать моторные навыки, поэтому ограничение движений не должно быть тотальным.
Но некоторые дети (например, страдающие нервной возбудимостью) настолько плохо спят, что пеленание подчас становится единственным родительским средством как-то удлинить сон беспокойного ребенка. Так что иногда можно и пеленать, постепенно переводя малыша на более свободное положение. Компромисс между тугим пеленанием и свободным положением - это мешочки (с рукавами и без них), свободное пеленание, слинг и горизонтальный вариант рюкзачка-кенгуру. Можно использовать эти средства, как переходные формы.
<...>
Что говорят психологи о положении «лицом вперед»? Нередко приходится слышать, что такое положение вредно для психики малыша - оно перегружает его нервную систему, лишает малыша возможности полноценного контакта с мамой.
Рекомендация о вреде положения ребенка «лицом вперед» (и в слингах, и в кенгуру, и в детских колясках) вызрела в кругах тех родителей и специалистов, которые практикуют стиль сближения с детьми. Многие психологические школы совершенно справедливо настаивают на том, что ребенок, чувствующий себя незащищенным (тревожный, беспокойный, возбудимый, болезненный, ослабленный), более всего нуждается в тесном контакте с матерью. Причем контакт этот тем сильнее, чем больше задействовано в нем органов чувств ребенка (обоняние, вкус, зрение, слух, тактильная чувствительность). В такой нестабильный период своей жизни малыш и сам будет чувствовать себя неуютно, если не сможет видеть маму, прикасаться к ней максимальной поверхностью своего тела, утыкаться в нее лицом.
Новорожденные дети до наступления комплекса оживления всегда нуждаются в большом количестве глубокой близости с мамой. Но наступление комплекса оживления как раз говорит о том, что малыш отошел от родового стресса, адаптировался к жизни во внеутробных условиях и готов к более активным способам знакомства с миром. Поэтому для его разностороннего развития требуется насыщать его сенсорные и моторные функции (не перегружая конечно). Чем старше становиться ребенок, тем больше он проявляется любознательность и даже может скучать и капризничать из-за недостатка впечатлений. Положение «лицом от себя» и в коляске, и в слинге, и в кенгуру позволяет создавать дополнительное сенсорное пространство для развития ребенка. Причем объем увиденного ребенком в вертикальном положении (в кенгуру и слинге) существенно выше, чем в горизонтальном или приподнятом положении малыша в коляске. Существует риск перегрузить ребенка в таком положении внешними впечатлениями в местах людных и изобилующих ярким цветом, светом и излучениями. Поэтому в супермаркетах, общественном транспорте и любых людных местах лучше ограничить контакты малыша с внешним миром, устроив его лицом к себе. Но для ребенка старше 6-8 мес. даже такой опыт может оказаться очень интересным и полезным.
Индивидуальный подход, ориентированный на возраст ребенка, его самочувствие, настроение, особенности развития, а также на предпочтения и возможности самих родителей - лучшая профилактика жестких установок и искажений родительской позиции.
Говорят, что в рюкзаке-кенгуру идет более сильная нагрузка на спину родителя (пережимаются плечи), а слинге - нагрузка на спину взрослого не распределяется симметрично, что вредно для его осанки. Где выход?
Конечно, переносное устройство должно быть удобным не только для ребенка, но и для самого родителя. Особенно это касается тех родителей, которые вообще не пользуются колясками или носят своих малышей более 2 ч. подряд, не снимая. Нагрузка на плечи родителей, пользующихся рюкзачками-кенгуру, удобным образом перераспределяется, если существует пояс на талии. А лямки не врезаются в плечи, если они достаточно широки и сделаны по типу профессиональных туристических рюкзаков.
Что касается слингов, то широкое полотно слинга охватывает большую часть спины и плеча взрослого, поэтому не возникает существенного несимметричного компенсаторного напряжения в спине. А слинг-шарф, например, распределяет нагрузку на оба плеча родителя равномерно.
Можно долго спорить о нефизиологичности использования переносок, но, если говорить честно, то и кормление грудью с ортопедической точки зрения не является идеальным: мама кормит малыша, наклонившись над ним, и сутулит свою спину, а ребенок на ее руках лежит несимметрично и далеко не на ровной поверхности. Причем, кормление грудью занимает много часов в сутки.
Поэтому, если для вас плюсы тесного контакта с малышом превышают минусы, то можно найти в себе энергию и для того, чтобы эти минусы компенсировать. Для малыша такими мероприятиями являются различные виды гимнастики и массаж, укрепляющие его спинку и мягко корректирующие положение позвоночника. А для мамы - это эпизодические сеансы массажа и регулярные упражнения, направленные на поддержание правильной осанки.
Главное преимущество всех переносок для родителей - возможность вести активный образ жизни вместе с ребенком, а для малыша - находиться вместе с родителем, а значит чувствовать себя спокойно, и быть более смелым и любознательным при контакте с окружающей его действительностью.
Статья публикуется с согласия автора. Опубликовано с сокращениями.
Полный вариант статьи опубликован в журнале "Лиза. Мой ребенок".
Смотрите также: раздел "Вопросы и ответы".